​Экскурсия в индустриальную Россию


Учащийся детского технопарка "Кванториум" Сергей Горобец, 1 сентября принявший участие в открытом уроке "Россия, устремленная в будущее", в онлайн-дискуссии с Президентом РФ Владимиром Путиным выступил с предложением своей идеи модернизировать отечественную авиацию. В следствие чего госкорпорация "Ростех" наградила Сергея сертификатом на стажировку и включением в проектную группу Объединенной двигательностроительной корпорации (ОДК). Долгожданная командировка по предприятиям ОДК и ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация) состоялась на минувшей неделе.Сергей Горобец поделился своими мыслями и впечатлениями об уникальной возможности, которая выпала школьнику.

За эти 8 дней, проведенных в поездке с директором Калининградского технопарка "Кванториум" Сергеем Петровым, мне посчастливилось побывать на ведущих в стране предприятиях, изготавливающих авиационные двигатели и боевые самолеты. В их числе:
• ПАО НПО "ОДК-Сатурн" в городе Рыбинске Ярославской области;
• АО "ОДК-Пермские моторы" и АО "Авиадвигатель" в городе Перми Пермского края;
• РСК "МиГ" в городе Москве.

Первым был завод в Рыбинске. 30 октября в Ярославле нас встретили представители "Сатурна" и мы отправились на само предприятие. Завод в целом оказал большое впечатление. Речь идет не только о технической оснащённости цехов, но и о работниках предприятия. Особенно запомнился начальник цеха механической обработки деталей двигателей. Он с большим энтузиазмом рассказывал про работу мастеров, станки и особенности каждой детали. Следующее, что удивило меня - это станки. В свое время для многих, тогда еще советских, заводов покупались станки за рубежом. Один из таких станков-ветеранов стоит в этом цеху и до сих пор успешно работает. А удивляет то, что после модернизации этого станка в 1956 году, он является единственным в стране по своему способу шлифовки деталей.

Далее нас ждал испытательный центр, где инженеры и техники проверяют двигатель на разных режимах работы. Также очень впечатлил центр аддитивных технологий предприятия. Наиболее ожидаемым событием для меня была беседа с генеральным конструктором ОДК Юрием Шмотиным. Во время нашего личного разговора полное понимание достигалось с полуслова. Это особенно поражает, потому как я – старшеклассник, которому предстоит еще долго учиться, а он - опытный инженер-конструктор одной из ведущих мировых корпораций.

2 ноября нас ждала Пермь и два предприятия: завод "ОДК-Пермские Моторы" и конструкторское бюро "Авиадвигатель". Программа пребывания в Перми была очень насыщенная и сотрудники предприятий постарались, чтобы мы увидели все по максимуму. Сначала нас ждал обновленный музей "Пермских Моторов" и его прекрасная экспозиция. Там мы увидели серийные авиамоторы разных годов, а также восстановленный кабинет первого директора завода Иосифа Израилевича Побережского, в котором стоят оригинальные предметы интерьера далеких 1930-х годов. Мне посчастливилось почувствовать себя на месте директора лучшего и самого передового в стране авиамоторного завода и держать в руках уникальную техническую документацию, купленного в Америке мотора Wright Cyclone.

После посещения музея "Пермских моторов" мы встретились со специалистами "Авиадвигателя". Я долгое время был под впечатлением после общения с конструкторами авиадвигателей, и это связано с их увлеченностью и безграничной любовью к своему делу. В особенности хотел бы отметить ведущего специалиста отдела разработки перспективных двигателей И.А. Семерикова и руководителя пресс-службы В.В. Осипова. Самая увлекательная беседа прошла с начальником отдела камер сгорания, профессором кафедры "Авиационные двигатели" Пермского политехнического университета, доктором технических наук А.М. Сипатовым. Сложные и одновременно интересные задачи поставлены перед учеными, которым предстоит разработать методы улучшения экологических параметров авиационных двигателей. Из беседы с доктором Сипатовым хотелось бы сделать несколько выводов для себя. Использование всего научно-технического потенциала страны и применение фундаментальных знаний в различных сферах науки и техники – вот то, что требуется от инженеров-конструкторов. Как повлияет то или иное техническое решение на показатели удельного расхода топлива или на максимальную тягу двигателя? Возможно ли использование одновременно несколько типов топлива? Такие вопросы возникают перед учеными-двигателестроителями.

Также мы увидели сборку двигателя, который в скором времени возможно будет установлен на президентский Ил-96-300. Беспрецедентный порядок - вот как встречает цех сборки двигателей. Тотальный самоконтроль и сосредоточенность. Начальник цеха – И.И. Богданов, который трудится на заводе с 2003 года. Он, как никто другой знает все тонкости работы в цеху.

Следующее, что меня чрезвычайно поразило - это манера общения ученых двигателистов. Огромное уважение друг к друг, понимание, что именно они и их таланты являются двигателями прогресса. После визита на АО "ОДК-Пермские моторы" и АО "Авиадвигатель" могу со всей уверенностью заявить, что отечественные авиамоторы - лучшие в мире.

3 ноября настает время посетить «Российскую самолётостроительную корпорацию "МиГ"». Там мы увидели фактически полноразмерные стенды боевого истребителя, которые позволяют отработать комплекс управления самолетом на всех этапах. Но самое интересное - это полноразмерная кабина самолета, которая в свою очередь является тренажером для летчиков-истребителей. Кроме того, я познакомился с вице-президентом Объединенной Авиастроительной Корпорации Сергеем Коротковым и доктором технических наук, профессором двух Московских ВУЗов: МГТУ имени Н.Э.Баумана и Московского Авиационного Института Юрием Оболенским. После продуктивной дискуссии с учеными-конструкторами мы прошли в отдел, который готовит летчиков для истребителей. Операторы тренажеров предложили сесть за один из них. Трудно передать эмоции, которые испытываешь, держа ручку управления истребителем, хоть и виртуального. Это восхитительно!

В музее предприятия нас ждал особенный человек - советник генерального конструктора РСК"МиГ", сын основателя ОКБ Артема Микояна - Ованес Микоян. Он рассказал про историю семьи Микоян и поставил автограф в его книге. Это была очень интересная экскурсия по музею предприятия, которую провел начальник музейного отдела Евгений Арсеньев.

Подытожив, хотел бы сказать, что поездка вышла очень насыщенной, и каждое предприятие понравилось по-своему. Но на каждом заводе или конструкторском бюро есть люди, которые "болеют" своим делом и будут делать невозможное, чтобы мы были во всем первыми. От себя лично и администрации технопарка "Кванториум" Калининградской области хотел бы выразить благодарность за организацию поездки, уделенное внимание и интереснейшие экскурсии:
генеральному конструктору АО "ОДК" - Ю.Н. Шмотину; генеральному конструктору РСК "МиГ" и вице-президенту ПАО "ОАК" - С.С. Короткову; начальникам различных отделов конструкторских бюро, в частности - Ю.Г. Оболенскому и А.М. Сипатову.

Автор: Сергей Горобец.

19:37